?

Log in

No account? Create an account
Вадим, Злобин, Злобин Вадим, Вадим Злобин

Эксперимент с прицелом на электронное голосование с использованием социальных карт

1 марта 2009 года ЦИК России проводил эксперимент по электронному опросу избирателей с использованием интернет и социальных карт. Эксперимент проводился для оценки перспектив электронного голосования и проходил в Нижневартовске. Для его проведения использовалась инфраструктура социально-платежной карты "Югра" и система дистанционного электронного опроса, размещенная в сегменте интернет ЦИК России.

Эксперимент проходил на трех избирательных участках вызвал большой интерес у избирателей. В нем приняло участие 86% пришедших на избирательные участки, где проводился эксперимент, в абсолютных цифрах более 2,5 тысяч человек. Моя команда одновременно является и интегратором СПК "Югра" и разработчиком подсистемы Интернет-портал ГАС "Выборы", в итоге мы активно участвовали в эксперименте со всех сторон.  А эксперимент действительно получился уникальным...

Во-первых, он проходил с использованием юридически значимой электронной цифровой подписи граждан, имеющейся на карте "Югра" и с помощью аттестованной по безопасности инфраструктуры. Т.е. этот эксперимент был максимально приближен к тому, каким должно быть электронное голосование.
 
Социально-платежная карта "Югра" - это именная пластиковая карта, которая выдается гражданам Ханты-Мансийского автономного округа и содержит социальное и банковское приложение. В социальном приложении карта содержит электронную-цифровую подпись гражданина, с помощью которой он может получать услуги различных орагнов власти посредством развернутой в ХМАО-Югре (пока не по всему округу а в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске, Лянторе, Излучинске) инфраструктуры СПК "Югра". Проект реализуется Правительством ХМАО  - "Югры".
читать подробнее

Во-вторых, в эксперименте принимали участие фактически две государственные структуры, которые разделили полномочия по проведению экспериментального голосования. Функции идентификации голосующего гражданина выполняла структура правительства округа - Югорский социальный регистр, а функции обработки голоса - ЦИК России. Т.е. человек вставлял карту в терминал, по которой Югорским регистром проводилась идентификация картодержателя, после чего обеспечивалось подключение к системе дистанционного голосования ЦИК "России", где гражданином совершался выбор того или иного кандидата. При этом технология опроса гарантировала анонимность волеизъявления, как и в обычном процессе была возможность отследить сам факт голосования человека, но не за кого он подал свой голос.

Что касается перспектив электронного голосования в нашей стране, то как отмечал Председатель ЦИК В. Чуров, оно будет, но, наверное, по крайней мере на первом этапе не массовым, а точечным. В труднодоступных местах, возможно также за рубежом. В массовом тираже оно если и будет, то в любом случае как дополнение к существующим сегодня старым добрым способам. Т.е. от существующих способов никто пока отказываться не собирается.

Хотелось бы отметить еще несколько моментов, которые стали очевидны мне во время подготовки и проведения эксперимента.

Момент первый. В день голосования проходили три эксперимента – голосование с помощью мобильного телефона, персонального компьютера с диском и социальной карты. Однако, на мой взгляд, альтернативы испробованному нами голосованию с помощью карты нет. Я даже не говорю о том, если социальная карта вдруг получит федеральное распространение. Нет. Я говорю о том, что даже если этого не будет, ЦИК России вынужден будет применить карту для удаленного, электронного голосования, поскольку для такого процесса нужен носитель электронной цифровой подписи (карта с чипом на текущий момент самый дешевый сертифицированный носитель) и контролируемый с точки зрения безопасности терминал для голосования. При этом на данном терминале, скорее всего, придется применять биометрию, для того, чтобы обеспечить условие, когда голосовать должен сам гражданин, а не кто-то за него. При сегодняшнем уровне развития технологий невозможно проконтролировать персональный компьютер пользователя и его мобильный телефон. Т.е. невозможно обеспечить контроль за тем, куда ходит пользователь и какие программы ставит на компьютер, а, следовательно, существует потенциальная лазейка для злоумышленников, не говоря о том, что при голосовании с этих устройств никак нельзя определить, голосовал ли гражданин или кто-то за него. Даже несмотря на то, что персональный компьютер и мобильный телефон применяются в интернет-банкинге, где идет управление деньгами (что, кажется, может быть важнее) здесь ставки выше. Дело в том, что как при обычном, так и при электронном голосовании необходимо обеспечить анонимность выбора. Т.е. нигде не хранится связь между гражданином и голосом (бюллетенем). А это значит, что нет возможности изъять «плохие» бюллетени «вброшенные в корзину» как в обычном, так и в электронном голосовании. В интернет-банкинге при оказании услуг банк и клиент заключают договор, где пользователь обязуется соблюдать определенные требования и в случае нарушения пользователь несет ответственность. В конце концов, пострадает личный счет человека, потери банк может компенсировать, а может и нет, в зависимости от условий наступления события. В избирательной системе, в случае нарушений потребуется отменить и провести заново выборы на целом участке, а, если участков много, то под угрозу ставится легитимность выборов в целом. Таким образом, электронное голосование с помощью карт и терминалов, которые должны уметь использовать различные способы связи (спутник, GSM, проводной интернет) для соединения с «большой землей» на сегодняшний день представляется наиболее реализуемым, т.к. в этом случае можно выстроить прозрачную систему контроля за чистотой процесса голосования.

Момент второй. Электронное голосование может выгодно отличаться от обычного тем, что к процессу контроля может быть подключен сам избиратель. Это можно сделать примерно так. В процессе голосования терминал предложит человеку ввести слово, а затем из этого слова, номера комиссии и участка специальным образом сформирует уникальный пароль и предложит запомнить его гражданину. Выбор гражданина в базе данных комиссии, которая ведет подсчет голосов, будет храниться вместе с этим паролем. Человек сможет, например, в интернете, на сайте комиссии набрать этот пароль и увидеть свой «голос». То же самое можно сделать через организованный для этих целей call-центр. При этом обеспечивается и анонимность выбора и гражданский контроль.

Момент третий. Часто говорят, что люди пожилого возраста плохо воспринимают новые технологии. Эксперимент в Нижневартовске показал, что это не совсем так. Главное – это создать мотивирующую возможность и предоставить доступ к знаниям. В Нижневартовске в эксперименте участвовали далеко не только молодые, голосовали все категории граждан, в .т.ч. пенсионеры и пожилые люди, которые компьютер видели только по телевизору. При этом, по словам первого заместителя труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры – Уваровой И.А., те кто забывал карту, шли домой и возвращались, чтобы принять участие в эксперименте.



Comments